Технические рекомендации по проектированию двухпутных тоннелей метрополитена, сооружаемых щитами с активным пригрузом забоя и водонепроницаемой сборной железобетонной обделкой в гидрогеологических условиях московского региона
Разработаны:
АО «Мосинжпроект», Тоннельной ассоциацией России, ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» , ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы
Утверждено и введено в действие:
Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллиным 11.05.2018 г.
Технические рекомендации разработаны по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы в соответствии с государственным контрактом от 07.07.2016 г. № ДТП 16-34-ГП, предусматривающим разработку нормативно—методического документа по проектированию двухпутных перегонных тоннелей метрополитена щитами с активным пригрузом забоя и водонепроницаемой сборной железобетонной обделкой.
Технические рекомендации разработаны в развитие действующих на территории России нормативных документов с целью содействия в выборе эффективных конструктивных и технологических решений при проектировании и строительстве метрополитена с применением этой сравнительно новой для отечественного метростроения технологии. Основные требования и рекомендации настоящего документа учитывают современные достижения техники и технологии, передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства тоннелей метрополитена с применением механизированных проходческих комплексов и сборной железобетонной водонепроницаемой обделки из высокоточных блоков заводского изготовления.
В связи с наличием ряда общих требований для проектирования и строительства как двухпутных тоннелей, так и однопутных (диаметром около 6 м), значительная часть положении настоящих Технических рекомендаций может рассматриваться в качестве условии эффективного применения ТПМК с активным пригрузом забоя и сборной железобетонной обделкой для сооружения тоннелей метрополитена любого диаметра.
Авторский коллектив: д.т.н., проф. В.Е. Меркин (руководитель работы), к.т.н. И.Н. Хохлов, к.т.н. В.Е. Русанов, к.т.н. Е.Н. Петрова, Д.В. Устинов, д.т.н., проф. И .Я. Харченко, Ю.Е. Соломатин, Ю.Ф. Симонов (ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации»), Захаров Г.Р., к.г.-м.н Арнаутов А.И., к.т.н. Титов Ю.Н., к.т.н Лебедев М.О; д.т.н., проф. Гендлер С.Г.; Домпальм Е.И.; Шабанова В.В.; Ефремов А.В.; Данилов А.И.; Рябков С.В.; Ильин И.В.; Левина Е.К.; Волкова С.Э.; Соловьева М.Г.; Козлов С.Ю.; к.т.н. Симаков Е.В. (ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»); д.т.н. С.В. Мазеин (ООО «Тоннельная ассоциация России»), к.т н Б.В. Ляпидевский, к.т.н. А.В. Безруков (ОАО «НИИМосстрой») под общей редакцией В Е Меркина, И.Н. Хохлова и Е.С. Клочановой.