Руководство по строительству подземных сооружений транспортного назначения в условиях карстово-суффозионной и оползневой опасности в городе Москве
Разработано:
ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы
Рассмотрено и рекомендовано к применению:
Экспертной комиссией по инновационным технологиям и техническим решениям Департамента градостроительной политики города Москвы;
Экспертным научно-техническим советом Тоннельной ассоциации России.
Согласовано:
Руководителем Департамента градостроительной политики города Москвы С.Н. Лёвкиным
Утверждено и введено в действие:
Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства А.Ю. Бочкарёвым 30.12.2020 г.
В последнее десятилетие в Москве и ряде других мегаполисов страны активно реализуются программы интенсивного строительства подземных сооружений транспортного и коммунального назначения, в том числе в охранных зонах памятников и ландшафтно-парковых территорий. При этом с особой остротой встает задача обеспечения сохранности различных объектов городской инфраструктуры, попадающих в зону влияния подземных работ, особенно, если эти работы ведутся в условиях опасных геологических процессов.
Исследования ряда специализированных институтов РАН (Геоэкологии, ИПКОН и др.) показали, что наибольшую опасность при строительстве подземных сооружений в Москве представляют карстово-суффозионные, оползневые и эрозионные процессы, активизация которых способствует расстройству подземных конструкций, деформациям зданий и сооружений на поверхности, утечкам из инженерных коммуникаций, неэффективной работе ливневой канализации и т.п. С учётом этих исследований территорию города Москвы представилось возможным районировать по степени геотехнического риска и потенциальному удорожанию защитных мероприятий при строительстве в условиях опасных геологических процессов.
Руководство направлено на обеспечение эффективного, с позиций минимизации материальных затрат и негативного влияния на окружающую природную и городскую среду, строительства и эксплуатации в Москве подземных сооружений транспортного назначения в условиях карстово-суффозионной и оползневой опасности.
Содержащиеся в настоящем Руководстве расчётные положения, требования к материалам, оборудованию, алгоритму действий и контролю при производстве работ прошли производственную проверку при строительстве метрополитена в Москве и других городах.
Отдельные положения Руководства могут быть использованы при проектировании подземных сооружений в лругих регионах страны в сходных условиях проявления опасных геологических процессов.
Руководство разработано авторским коллективом в составе:
от ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» д.т.н., проф. В.Е. Меркина (концепция, общее руководство и редактирование), д.т.н., проф. М.Г. Зерцалова, к.т.н. Е.Н. Петровой, к.т.н. И.Н. Хохлова, к.т.н.Б.В. Ляпидевского, инж. В.Н. Пархоменко;
от Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН — д.г.-м.н А.А. Аникеева, д.т.н. Г.П. Постоева, к.г.-м.н. А.И. Казеева, инж. М.М. Кучукова;
от НИУ МГСУ — к.т.н. В.Л. Беляева, к.т.н., доц. Д.Ю. Чунюка, к.т.н. М.М. Уткина;
от МИСиС — д.т.н., проф. А.С. Вознесенского, к.т.н. В.Г. Набатова