Назад к списку

Руководство по проектированию бетонных и железобетонных тоннельных обделок с использованием композитных материалов

Разработано:
ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации»  по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы

Рассмотрено и рекомендовано к применению:
Экспертной комиссией по инновационным технологиям и техническим решениям Департамента градостроительной политики города Москвы;
Экспертным научно-техническим советом Тоннельной ассоциации России.

Согласовано:
Руководителем Департамента градостроительной политики города Москвы С.Н. Лёвкиным

Утверждено и введено в действие:
Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства А.Ю. Бочкарёвым 30.12.2020 г.

Одним из наиболее эффективных и апробированных способов снижения расходов на изготовление основных несущих и ограждающих конструкций тоннельных сооружений при освоении подземного пространства является применение композитных материалов.
Под композитными материалами в данном случае понимают такие материалы, как фибробетон (ФБ), фибронабрызгбетон (ФНБ) и сталефибробетон (СФБ), для изготовления которых используют конструкционную металлическую и неметаллическую фибру, при этом, фибровое армирование может использоваться как замена стержневого армирования, так и в комбинации со стержневой арматурой.
Композитными материалами с фибровым и смешанным армированием используют для возведения сборных, монолитных и набрызгбетонных обделок подземных сооружений метрополитена, железнодорожных, автодорожных и пешеходных тоннелей, сооружаемых закрытым и открытым способами.
Успешный опыт строительства подземных сооружений с применением обделок из композитных материалов за рубежом подтверждает высокую степень надежности, прочности и долговечности конструкций из композитных материалов, что обуславливает необходимость разработки рекомендательных (методических) документов по проектированию и испытанию фибробетонных тоннельных конструкций в дополнение к существующей нормативной базе.
Настоящее Руководство содержит правила проектирования сборных железобетонных и набрызгбетонных тоннельных конструкций с использованием композитных материалов.
При разработке Руководства использованы результаты исследований отечественных и зарубежных учёных, анализ методов расчёта, опыт применения композитных материалов в различных областях строительства. Также учтены требования и рекомендации стандартов Российской Федерации и ЕС.
Положения настоящего Руководства рекомендуется учитывать при проектировании и возведении несущих и ограждающих конструкций из композитных материалов при освоении подземного пространства.
Выбор конструктивных решений ФБ конструкций транспортных тоннелей следует выполнять исходя из технико-экономической эффективности их применения в конкретных условиях строительства с учетом максимального снижения их материалоёмкости, трудозатрат и энергоёмкости, стоимости, повышения долговечности и увеличения межремонтного ресурса конструкций объекта.

Авторский коллектив: д.т.н., проф. В.Е. Меркин — руководитель разработки, к.т.н. В.Е. Русанов, д.т.н., проф. М.Г. Зерцалов, к.т.н. Е.Н. Петрова, инж. К.Е. Минин (ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации»); инж. Г.О. Смирнова (АО «ЦНИИС»); д.т.н., проф. Л.М. Добшиц (РУТ МИИТ); д.т.н., проф. Ю.В. Пухаренко (СПбГАСУ); к.т.н. Б.В. Ляпидевский, к.т.н. А.В. Безруков (ОАО «НИИМосстрой»); к.т.н. Е.А. Хотеев (ООО «Сигма Тау»).