Второй день научно-практической конференции по изучению мирового опыта метростроения, которую организовал «МИНСКМЕТРОСТРОЙ», был не менее насыщенным, чем первый. Накануне у иностранных гостей было время пообщаться с белорусскими коллегами в кулуарах, обменяться мнениями, задать вопросы, обсудить полученную информацию. Для них провели также экскурсию по городу Минску, познакомив с историей нашей столицы и показав ее достопримечательности, в том числе и минское метро.
В деловой части программы интересные презентации представили крупнейшая чешская строительная компания Metrostav и пражская проектная организация Metroprojekt. Обе были созданы в свое время для проектирования и строительства метро в столице Чехии. Всего в Праге три действующие линии метро – 61 станция и 65 км пути. В настоящее время Metroprojekt проектирует четвертую линию – это 10 км пути и 10 станций. В этом году уже начнутся строительные работы по сооружению первой станции четвертой ветки. Как и их минские коллеги, пражские проектировщики осуществляют проектирование с применением BIM-технологий (3Д моделирование). По их рассказам, на новой линии поезда будут курсировать в автоматическом режиме, без машинистов, при проектировании большое внимание уделяется безопасности пассажиров на платформах, одну из станций предлагается построить не под землей, а на поверхности. У пражского Metroprojekt есть опыт проектирования метро в Болгарии, Казахстане, инженерных сооружений в Азербайджане, странах Африканского континента, сотрудничали чехи также с «Минскметропроектом» при проектировании станции «Юбилейная площадь» минского метро.
Представители Metrostav поделились опытом строительства автодорожных тоннелей в Исландии. В частности, в декабре 2017 года компания сдала в эксплуатацию самый протяжённый тоннель в этой северной стране – «Нордфьярдаргенг» – длиной 7,7 км, который соединяет города Нескейпстадюр и Исафьюрдор. Благодаря Metrostav водители получили комфортный альтернативный маршрут в обход опасной дороги, проложенной по перевалу Оддскард и однопутному тоннелю «Оддскаргенг». Строительство в Исландии ведется в сложных горных условиях, при большом притоке подземных вод. Сегодня Metrostav строит уже третий автодорожный тоннель в этой стране, который соединит Рейкьявик и южный регион, его предполагается открыть в 2020 году. В среднем проходка составляет 270 м в месяц, под землей уже пройдено 25 км.
Опытом строительства железнодорожных тоннелей в Норвегии поделилась компания Herrenknecht Tunnelservice из Германии. Сейчас там строится самый длинный двойной железнодорожный тоннель протяженностью 22 км, который свяжет столицу Осло и город Ski. В прокладке тоннеля участвуют сразу четыре высокопроизводительных тоннелепроходческих комплекса с двойным щитом. По два щита стартовали из точки отсчета в каждую сторону в сложных геологических условиях – скальных породах. Внутренний диаметр щитов – 8,75 м. На тоннелепроходческих комплексах установлена система мониторинга состояния ротора и режущего инструмента – на каждой шарошке есть специальные датчики, которые измеряют их температуру и вращение. Такая система позволяет минимизировать затраты на обслуживание и ремонт режущего инструмента.
Коллеги из Индии рассказали о тоннелестроении в этой стране, а генеральный директор ООО «БелШтайнГрупп» (Германия) Клеменс Маттери презентовал технологию «стена в грунте».
В работе научно-практической конференции приняли участие представители Тоннельной ассоциации России. По мнению как белорусских, так и зарубежных метростроителей, подобные конференции не только информативны и полезны с точки зрения профессионального обучения, но и позволяют наладить сотрудничество, изучить опыт коллег, заключить новые контракты.