107078, г. Москва,

ул. Новорязанская, д. 16/11, стр. 1,

под. 3, оф. 80

Тел.: (495) 608 80 32, 608 80 34

Факс: (495) 607 32 76

E-mail: info@rus-tar.ru

Об ассоциации

ИСТОРИЯ

Идея создания общественной организации «Тоннельная ассоциация России» (первоначальное название – Всесоюзная ассоциация тоннельщиков) созрела достаточно давно – в начале 80-х годов прошлого века, и исходила она из того положения, что в стране разными ведомствами и организациями ежегодно выполнялись большие объемы работ по строительству подземных сооружений различного назначения.

В городах – это коммунальные тоннели, тоннели метрополитенов, транспортные пересечения и подземные пешеходные переходы, подземные гаражи и стоянки для транспорта, складские помещения. На транспорте – это железнодорожные и автодорожные тоннели, тоннели продуктопроводов. На гидротехнических и водохозяйственных объектах – это деривационные тоннели и тоннели водосбросов, машинные залы подземных гидроэлектростанций, камеры различного назначения.

Каждое из указанных направлений строительства имеет свои особенности и свою специфику, но характерно то, что в своей практической деятельности по проектированию и строительству подземных объектов различного назначения эти специалисты очень часто сталкиваются с проблемами, которые являются общими. Кроме того, к концу 80-х годов прошлого столетия в мировом сообществе начинает складываться устойчивая тенденция к комплексному освоению подземного пространства. Поэтому создание общественной организации, объединяющей специалистов разных направлений подземного строительства для совместного обсуждения имеющихся проблем, обмена опытом, выработки новых архитектурно-планировочных и технических решений, изучения и распространения информации об эффективном опыте комплексного освоения подземного пространства получило поддержку среди широких слоев инженерно-технической общественности.

Инициаторами создания такой общественной организации выступили Мосметрострой, Ленметрострой, Гидроспецстрой, Трансинжстрой, Бамтоннельстрой, Мосинжстрой, Спецтоннельстрой (Ленинград), Тоннельстрой (Тула), ряд проектных институтов – Метрогипротранс, Ленметрогипротранс, Мосинжпроект, Ленинжпроект, Гидроспецпроект – т.е. наиболее крупные проектные и строительные организации, занятые сооружением тоннелей и других подземных объектов.

Учредительное собрание Тоннельной ассоциации России состоялось в феврале 1990 года в зале Коллегии Министерства транспортного строительства СССР.

Для участия в нем в Москву были делегированы представители организаций, работающих в области метро- и тоннелестроения, из многих регионов РСФСР и столиц союзных республик – Киева, Баку, Тбилиси, Еревана, Ташкента.

На собрании было определено, что главной задачей Ассоциации является содействие разными формами и методами повышению эффективности, качества и безопасности строительства и эксплуатации тоннельных сооружений различного назначения на основе разработки и внедрения новых технологий, распространения научно-технической информации, разработки различных отраслевых нормативных и методических документов в области подземного строительства. Особое внимание было обращено на необходимость сохранения научно-технических и творческих связей между всеми организациями и специалистами, которые работали в тоннельном строительстве на территории Советского Союза. Исходя из основных положений принятого Устава, приоритетными для Правления и Дирекции Правления Тоннельной ассоциации стали следующие направления деятельности:

На учредительном собрании Ассоциации принят Устав организации и избраны руководящие органы. Первым Председателем Правления Ассоциации был избран Олег Николаевич Макаров, занимавший в то время пост Первого заместителя Министра транспортного строительства СССР, а руководителем Дирекции Правления Ассоциации – Сергей Николаевич Власов. Вся организационная и техническая работа по реализации уставных задач Ассоциации проводилась Дирекцией Правления в соответствии с решениями, принимаемыми Правлением и Президиумом Правления Ассоциации.

В 1992 году Тоннельная ассоциация России вступила в Международную тоннельную ассоциацию и выполняет в ней роль национального члена от России, т.е. представляет в ней интересы всех тоннелестроителей России.

Даже выборочный, далеко не полный, перечень мероприятий, которые были организованы и проведены с участием Тоннельной ассоциации России, впечатляет:

  • 1991

    Всесоюзная конференция «Состояние и проблемы освоения подземного пространства», Москва.

  • 1992

    Семинар «Механизация бетонных работ в подземном строительстве», Москва.

  • 1993

    Семинар «Перспективы развития сети метрополитенов в крупных городах РФ», Москва.

  • 1994

    Научно-практическая конференция «Прогрессивные конструкции и технологии в транспортном строительстве. Применение дисперсно-армированного бетона в строительстве», Санкт-Петербург.

  • 1995

    Международный семинар по строительству подводных тоннелей, Москва.

  • 1996

    Семинар «Новые материалы и технологии работ по устройству гидроизоляции подземных сооружений», Москва.

  • 1997

    Семинар «Проблемы финансирования проектов строительства метрополитенов и крупных подземных сооружений в городах России», Челябинск.

  • 1998

    Международная конференция «Подземный город: геотехнология и архитектура», Санкт-Петербург.

    Международные конференции в рамках ежегодных выставок «Евротоннель» и «Подземный город».

    Две представительные международные конференции по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Сочи и др.

Необходимо отметить, что за последние 10-15 лет тоннелестроение в России претерпело кардинальные изменения – осуществлено полное техническое перевооружение этой, одной из самых трудоемких и сложных в инженерном отношении, отрасли строительства. Современный уровень тоннелестроения характеризуется широким внедрением новых методов расчета и проектирования конструкций, применением эффективных материалов, высокопроизводительных машин, механизмов, оборудования. Стало уже повседневной практикой применение в строительстве подземных сооружений механизированных тоннелепроходческих комплексов и высокоточной водонепроницаемой железобетонной обделки. За последние годы, помимо этого, широкое применение нашли механизированные стволопроходческие комплексы, механизированные комплексы для проходки наклонных эскалаторных тоннелей, идет подготовка к использованию в отечественном метростроении механизированного комплекса для проходки 2-х путного перегонного тоннеля метрополитена. Все эти положительные сдвиги во многом связаны с деятельностью Тоннельной ассоциации России – конференции, семинары, выставки, конкурсы, деловые поездки, сбор, анализ и распространение научно-технической информации о передовом отечественном и зарубежном опыте подземного строительства, научно-техническое сопровождение строительства сложных объектов подземного строительства (Кутузовская и Гагаринская транспортные развязки, Лефортовский и Серебряноборский тоннели) множество других мероприятий, проводимых Ассоциацией, несомненно, сыграли роль катализатора этих процессов.